Это умение "пронизывает" всю человеческую коммуникацию, обеспечивает взаимопонимание и движение к цели. И этому умению договариваться нужно учить. Это акцентирует и ФГОС ДО, в котором ребенок на этапе завершения дошкольного детства характеризуется как способный договариваться, учитывать интересы и чувства друних людей.
В третьем разделе описывается технология предоставления ребенку успешного опыта лидерства и работы в группе (уровень подгруппы, группы). Умение управлять другими, быть лидером, умение работать в команде, ведомой лидером - важные умения для современной жизни. Заложить основы этих умений, дать ребенку позитивный личный опыт в этой сфере - важная задача образования, влияющая на развитие всей нашей страны в будущем. Технология опирается на деятельностный подход. Она позволяет получить ребенку опыт в трех "деятельностных" лидерских сферах и обеспечивает эмоциональные переживания детей, осознание своей лидерской или командной роли.
Четвертый раздел посвящен технологии развития у дошкольников умения выступать публично, т.е. перед другими людьми. Эта технология уровня "ребенок - группа". Умение выступать публично также сопровождает человека всю жизнь: от выступления на детском утреннике к ответу у доски в школе, от защиты дипломной работы в вузе к презентации рабочего проекта. Основам этого сложного умения можно научиться в дошкольном детстве. Технология нацелена на развитие у ребенка компонентов невербальной состовляющей публичного выступления (интонации, жестов, мимики, пантомимики, одежды и аксессуаров). Она основывается на диалоге взрослого и ребенка по простым и понятным ребенку вопросам, наблюдении экспрессии других детей или взрослых и тренировке.
Пятый раздел описывает технологию проектирования межгруппового взаимодействия детей. Эта технология относится к межгрупповому уровню общения, который закрепляет многие коммуникативные умения и имеет глубокие эффекты социализации. Именно этот уровень коммуникации обеспечивает интеграцию ребенка в широкий социум, обеспечивает глубокое принятие социальных ценностей и норм, большой эмоциональный подъем, опыт социальной ответственности, заботы и помощи людям. именно этот уровень коммуникации формирует ребенка как социально активного гражданина.
Во второй части пособия представлены конспекты занятий на развитие коммуникации детей на уровне диады, подгруппы и группы, в третьей части - на развитие коммуникации на межгрупповом уровне. Они реализуют и демонстрируют описанные технологии. |